Неразгаданная загадка фестского диска

 

 

Нерасшифрованные надписи фестского диска являются одной из самых больших загадок археологии. Здесь все вызывает вопросы у исследователей: от цели и назначения до места создания. Загадочную глиняную пластину обнаружили в Греции, на острове Крит, в минойском дворце в Фесте. Кто же создал ее и для чего она использовалась? Минойская цивилизация бронзового века достигла наивысшего расцвета в 1700 г. до н. э., а спустя три столетия, когда большинство минойских дворцов было разрушено, пришла в упадок. В 1903 г. среди руин минойского дворца в Фесте фестский диск обнаружил итальянский археолог.

 

Загадочный диск диаметром 6,2 дюйма и толщиной 0,8 дюйма сделан из обожженной глины и с обеих сторон покрыт расположенными по спирали иероглифами. Надписи представляют собой оттиски, сделанные по мокрой глине с помощью печатей или штемпелей из дерева или слоновой кости, которые после этого для прочности обжигались при высокой температуре. Ученые обратили внимание на то, что кое-где на диске символы наклонены в правую сторону. Это свидетельствует о том, что создатель диска наносил оттиски справа налево, проведя спираль к центру пластины. Фестский диск представляет собой древнейший образец печати в мире.

Всего на диске 242 оттиска, разделенных вертикальными линиями на 61 группу. На пластине представлено 45 различных знаков, в том числе изображения бегущего человека, голов с перьями птиц, женщин, детей, животных, птиц, насекомых, орудий труда, оружия и растений. Некоторые символы отчасти напоминают критские иероглифы, которые использоватись в начале — второй половине I тысячелетия до н. э. Но удивляет другое: почему представители минойской цивилизации использовали примитивный доисторический язык параллельно с линейным письмом Б, более совершенным. Возможно, примитивность надписей на диске указывает на то, что он древнее, чем принято считать. Впрочем, это необязательно. Архаические формы письма часто доживают и до более поздних периодов преимущественно в форме священных и религиозных текстов, как например в Древнем Египте.
Всего на диске 242 оттиска, разделенных вертикальными линиями на 61 группу. На пластине представлено 45 различных знаков, в том числе изображения бегущего человека, голов с перьями птиц, женщин, детей, животных, птиц, насекомых, орудий труда, оружия и растений. Некоторые символы отчасти напоминают критские иероглифы, которые использоватись в начале — второй половине I тысячелетия до н. э. Но удивляет другое: почему представители минойской цивилизации использовали примитивный доисторический язык параллельно с линейным письмом Б, более совершенным. Возможно, примитивность надписей на диске указывает на то, что он древнее, чем принято считать. Впрочем, это необязательно. Архаические формы письма часто доживают и до более поздних периодов преимущественно в форме священных и религиозных текстов, как например в Древнем Египте.

 

Стоит также отметить, что надписи на фестском диске уникальны — до сих пор не найдено ни одного подобного образца. Его уникальность и краткость текста делают задачу перевода даже небольшой его части невероятно сложной. Поскольку надписи наносились с помощью штемпелей, можно предположить, что существовало массовое производство предметов с оттисками знаков этого письма, которые по той или иной причине пока не обнаружены археологами.

 

Никто точно не знает, как расшифровываются символы на диске, поэтому очень сложно определить, какую роль играл сам артефакт. Что изображено на диске — иероглифы или пиктограммы? Даже это невозможно выяснить, чтобы приступить к расшифровке. Хотя некоторые рисунки на фестском диске являются изображениями знакомых объектов, при попытке дать им буквальную расшифровку не удается найти какой-нибудь логический смысл. Многие лингвисты считают, что текст состоит из ряда знаков, представляющих собой слоги (такой вид письма получил название «слоговая азбука»). Другие приходят к выводу, что это совокупность знаков слогового письма и графических символов, которые использовались для отображения определенных понятий или идей (так называемое идеографическое письмо).

 

Если надписи представляли собой сочетание слогов и идеограмм, их можно сравнивать со всеми известными слоговыми азбуками Греции и Ближнего Востока, в том числе с минойским линейным письмом Б, а также иероглифическим письмом и клинописью (последняя представляет собой символы, нанесенные на глиняные таблички заостренными тростниковыми палочками; возникла в Шумере в конце IV тыс. до н. э.). Любопытным примером такого текста является «палитра Нармера», обнаруженная британским археологом Джеймсом Э. Квибеллом в 1894 г. в древней столице додинастического Египта городе Нехен (современный Иераконполь). «Палитра» датируется 3200 г. до н. э. и содержит несколько самых древних из известных науке иероглифических изображений.
Если надписи представляли собой сочетание слогов и идеограмм, их можно сравнивать со всеми известными слоговыми азбуками Греции и Ближнего Востока, в том числе с минойским линейным письмом Б, а также иероглифическим письмом и клинописью (последняя представляет собой символы, нанесенные на глиняные таблички заостренными тростниковыми палочками; возникла в Шумере в конце IV тыс. до н. э.). Любопытным примером такого текста является «палитра Нармера», обнаруженная британским археологом Джеймсом Э. Квибеллом в 1894 г. в древней столице додинастического Египта городе Нехен (современный Иераконполь). «Палитра» датируется 3200 г. до н. э. и содержит несколько самых древних из известных науке иероглифических изображений.

 

Текст «палитры Нармера» представляет собой совокупность символов иероглифического и пиктографического письма. Чтобы понять, о чем говорится в тексте, эти знаки следует воспринимать буквально. Проводя параллели с фестским диском, можно предположить, что надписи на «палитре» являются смесью древних критских иероглифов и пиктограмм.

 

За последние 100 лет предпринималось множество попыток расшифровать язык, который использовался при создании диска. В 1975 г. Жан Фоконо опубликовал свой перевод этого текста. Он утверждал, что этот язык зародился до появления греческой культуры и что слоговое письмо принадлежит протоионической культуре, представители которой больше связаны с Троей, чем с Критом. Согласно расшифровке Фоконо, фестский диск гласит об успехах протоионического царя Ариона. Впрочем, его вариант перевода большинство ученых, специализирующихся в этой области, оставили без внимания. В 2000 г. Эфи Полигианнакис опубликовал (на греческом языке) книгу под названием «Диск говорит по-гречески». Он утверждал, что надписи на диске сделаны слоговым письмом, которое является древнегреческим диалектом. Доктор Стивен Фишер в работе «Признаки греческого диалекта на фестском диске» (1988) также указывал на то, что текст написан слоговым письмом греческого диалекта.

 

Ключом к раскрытию назначения диска могут стать предметы, найденные вместе с ним. Поскольку фестский диск обнаружили в подземном храмовом хранилище, некоторые исследователи пришли к заключению, что он имел культовое предназначение. Они предположили, что текст представлял собой священный гимн или ритуальное заклинание. Некоторые знаковые группы в тексте повторяются, что может быть припевом. Возможно, каждая сторона диска отображает куплет песни, гимна или ритуального заклинания. Действительно, сэр Артур Эванс, проводивший раскопки в Кноссе (в церемониальном и политическом центре минойской цивилизации) пришел к выводу, что диск содержит часть текста священной песни.

 

Первооткрыватель диска — итальянский археолог Луиджи Пернье согласился с мнением, что тот имел религиозное значение. Впрочем, хотя фестский диск и найден в минойском дворце, абсолютной уверенности в том, что он критского происхождения, нет. Диск мог быть доставлен из любого места Средиземноморья или даже Ближнего Востока.

 

Ритуальное предназначение диска наиболее вероятно, но эта версия является лишь одной из многих других: древний занимательный рассказ, заклинание, написанное на хеттском языке (язык, который использовался на территории современной Турции в XVII — XII вв. до н. э.), юридический документ, сельскохозяйственный календарь, перечень дворцовых мероприятий или доска для игры. В 1980 г. немецкий исследователь Эндис Колинс в книге «Фестский диск: греческие иероглифы об евклидовых величинах» заявил, что расшифровал таинственное письмо. Он утверждал, что надписи на диске сделаны на греческом языке и текст содержит доказательство геометрической теоремы. Как бы то ни было, перевод Колинса не получил широкого распространения, с ним согласились лишь немногоие археологи и лингвисты.
Ритуальное предназначение диска наиболее вероятно, но эта версия является лишь одной из многих других: древний занимательный рассказ, заклинание, написанное на хеттском языке (язык, который использовался на территории современной Турции в XVII — XII вв. до н. э.), юридический документ, сельскохозяйственный календарь, перечень дворцовых мероприятий или доска для игры. В 1980 г. немецкий исследователь Эндис Колинс в книге «Фестский диск: греческие иероглифы об евклидовых величинах» заявил, что расшифровал таинственное письмо. Он утверждал, что надписи на диске сделаны на греческом языке и текст содержит доказательство геометрической теоремы. Как бы то ни было, перевод Колинса не получил широкого распространения, с ним согласились лишь немногоие археологи и лингвисты.

 

В 1999 г. в книге «Компьютер бронзового века. Расшифровка фестского диска» Алан Батлер предположил, что диск выполнял функцию невероятно точного астрономического календаря для произведения расчетов. Сегодня нет точных данных, которые указывали бы на то, что представители минойской цивилизации обладали глубокими познаниями в области астрономии. Следует признать, что даже знаний об астрономии, которыми владела египетская цивилизация того времени, недостаточно для подтверждения гипотезы Батлера.





Бесплатный хостинг uCoz